09.05.2024
°C
0
$ 91.82
€ 98.95
erid:2VtzqwJMV8q

Картели завысили цены на строительство и ремонт дорог в России как минимум на 5 млрд рублей

ФАС возбудила свыше 60 дел в отношении картелей в сфере строительства и ремонта автомобильных дорог, выполняемых по госзаказу. Антимонопольщики считают, что цены были завышены на 5 млрд рублей. В общей сложности внимание ФАС привлекли контракты на сумму почти 30 млрд рублей.

Около семи триллионов рублей тратит государство на закупки по Закону «О контрактной системе». Государство могло бы сэкономить триллионы, если бы не шло на поводу у сговорившихся поставщиков.

В ФАС уверены, что бюджет теряет от 20 до 44 процентов от стоимости каждой сделки по закупкам товаров и услуг из-за картельных сговоров, не позволяющих снижать цены.

Специалисты антимонопольной службы называют в числе областей, наиболее освоенных картелями - поставки компьютеров, медикаментов и медицинского оборудования, строительство и ремонт автодорог.

Начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал рассказал порталу «Аргументы Недели» о деле ФАС, по обслуживанию автодороги "Енисей", подряд на выполнение работ по которой размещало предприятие Росавтодора: Мы расследовали ситуацию с ремонтом и обслуживанием автодороги от Красноярска до границы Монголии. Доказали картельный сговор на 1,7 млрд рублей. Когда на торги приходил независимый игрок, цена снижалась до 40%. И этот игрок качественно и в срок выполнял работы. Когда на конкурсе действовал картель, то снижение цены было только 0,5%. Значит бюджет мог сэкономить до 700 миллионов рублей! Это только то, что мы доказали. А в целом на эту дорогу тратятся еще большие суммы.

На днях начали проверку ФКУ "Черноморье", одного из учреждений Росавтодора. Есть основания полагать наличие договоренности заказчика с участником торгов. Подобные нарушения особенно опасны. Если заказчик сговорился с поставщиками, то он создает искусственные препятствия компаниям, не участвующим в сговоре. В таких случаях для чиновнику угрожает уголовная ответственность за превышение должностных полномочий и за злоупотребление должностными полномочиями".

Дело по автодороге "Енисей" уже рассмотрено в трех судебных инстанциях и суд оставил решения ФАС в силе. Через две судебные инстанции прошло аналогичное дело по строительству дороги "Обход г. Чусового" в Пермском крае. Мы доказали нарушения при заключении контракта на 1,9 миллиарда рублей.

Сейчас продолжается расследование результатов торгов на общую сумму свыше 100 миллионов рублей в Самарской и Ульяновской областях. В Северо-Западном федеральном округе изучаются победы ООО "Технострой", ООО "ДК "Автодор" и ООО"СУ № 908" в в борьбе за подряды на общую сумму, превышающую 15 миллиардов рублей. Совсем недавно УФАС в Пензе возбудило дело о «дорожном»» картельном сговоре более чем на 700 миллионов рублей.

Антимонопольщики продолжают поддерживать идею полного перехода всех торгов по госзаказу на электронные площадки. На электронных площадках остается необходимая масса следов, позволяющих специалистам ФАС выявить картельный сговор и доказать его в суде.

"В ряде случаев участники торгов сами обеспечивали заявки своих "конкурентов", - рассказал Андрей Тенишев, - не удивительно, что такие "конкуренты" потом не торгуются. Важный признак сговора - последующее совместное исполнение работ. Выявлены случаи, когда заявки "конкурентов" вообще поданы с одного компьютера. В одном из доказанных случаев "конкуренты" предложили одинаковые цены. При сумме в сотни миллионов, их ценовые предложения были равны до копеек! И ведь эти совпадения продолжались в течение многих лет от торгов к торгам ".

Для юридических лиц, уличенных в картельном сговоре административный штраф может составить от 10 до 50% от начальной стоимости торгов. И это не зависит от того, выиграл ли участник картеля эти торги или выступил в качестве декорации. Для должностных лиц предусмотрена уголовная ответственность - до 7 лет лишения свободы. Есть ответственность и на плечах чиновников. В сфере дорожного строительства и ремонта не осужден пока ни один чиновник. Зато есть такие в других сферах. В Хакасии в данный момент под стражей 10 человек. Среди них и руководитель администрации главы республики. Следствие полагает, что они определяли победителей на торгах на поставку медикаментов и сговаривались о поддержании цен на торгах. Один из свежих примеров - глава района в Ростовской области, осужденный на год и 4 месяца. Суд признал, что он "определил" победителя в конкурсе на строительство детского сада.

Картели не только завышают цены, но ведут и к снижению качества работ. Когда у заказчика нет выбора, подрядчик уже не стремится к высокому качеству. Чем хуже ты отремонтировал дорогу - тем лучше, через год опять получишь деньги на ремонт этой дороги. А если картель еще и договорился с чиновником, то там и откаты, и подписанные акты выполненных работ без выполнения этих работ...

Получается, государство финансирует в значительном даже по мировым стандартам объеме строительство и ремонт дорог, а дороги остаются плохими.

Возможно ли быстро навести порядок в положении дел с торгами? Андрея Тенишев считает, что нужно, чтоб вся эта работа не была только лишь делом одного ФАС. Государство, в том числе в структуре Росавтодора, размещающих заказы, должно внимательней следить за организацией торгов. Правоохранительные органы должны активнее возбуждать уголовные дела:

" В сфере поставок медикаментов, ФАС возбудила в прошлом году больше 70 антимонопольных дел. Многие из них уже прошли суд. Штрафы, назначенные судами достигают сотен миллионов рублей. Возбуждены уголовные дела, многие фигуранты оказались под стражей. Но ситуация меняется медленно и очень трудно. Есть положительные изменения, но нет быстрых успехов. В этом году мы уже опять возбуждаем десятки дел. Жажда наживы у многих пересиливает страх возможного наказания. Думаю, порядок в этой сфере, как и в сфере строительства и ремонта дорог придется наводить два - три года. И от всех госорганов требуется целенаправленная совместная работа".

 


Мы в популярных социальных сетях