06.05.2024
°C
2
$ 91.69
€ 98.56
erid:2VtzqwJMV8q

Эксперт СКИ РАНХиГС: Идеальный кризис, искусственно созданный для экономики России, стал окном возможностей

Reshetnjak1 copyВ озвученном Послании Федеральному Собранию Президент России отдельно остановился на развитии российской экономики. При этом было отмечено, что данное развитие должно базироваться на качественно-новом подходе к тому продукту, что она будет выпускать.

Если ранее основным источником дохода являлись ресурсы, придавая нашей экономике сырьевой характер, то в будущем Россия должна превратиться в страну производящую продукцию с высокой добавочной стоимостью, и прежде всего речь о высокотехнологичной продукции.
«Это заявление достаточно серьезное и заделы в этом направлении уже были сделаны. Здесь нужно вернуться во времени минимум в 2016 год. Пожалуй, именно с этого момента становится понятно, что в ближайшее время нормализации отношений с Западом не предвидится, и ситуация может в любой момент осложниться, что в итоге и произошло. То, что в итоге Запад попытается использовать технологическую зависимость как козырь в конфронтации с нами, становилось лишь вопросом времени. Не случайно же ещё в девяностые эта технологическая зависимость создавалась. Причём совершенно грабительскими способами.
В конце восьмидесятых, начале девяностых СССР был достаточно технологически развитой державой. Да, в бытовых условиях технологии не так часто применялись, но НИИ работали отлично, а российские инженеры считались лучшими в мире. Окончательно были сформированы достаточно сильные научно-производственные мощности, появилось огромное количество изобретений, которые должны были заложить основу для технологического скачка страны. Он должен был наверстать небольшое технологическое отставание, которое стало формироваться в силу ряда исторических обстоятельств.
Во многом действуя на опережение, обеспечивая свой статус хозяев технологий, Запад создаёт условия для экономического и политического кризиса, который приводит к развалу Союза, с максимальными дивидендами для себя. Многие советские технологии «выводятся» на Запад. Вслед за ними следуют российские учёные и инженеры. Производственные и научные кластеры экономики подвергаются тотальному разрушению. А в экономическую модель развития внедряется идея о том, что нет смысла тратить деньги на то, что дешевле купить, а по сути, обменять на ресурсы. Всё это делало страну неконкурентноспособной и зависимой от Запада.
После конфликта 2014 года стало понятно, что курс на национальный суверенитет России Западом поддержан не будет. В 2016 году все сомнения развеваются окончательно, когда нас начинают ограничивать технологически и душить санкциями. Хотя эти сроки всё же весьма условные, поскольку они скорее отражают время окончательного принятия технологического разрыва с Западом.
И примерно в эти сроки принимается решение о полноценном возрождении производственных отраслей экономики, и, что самое главное, о воссоздании высокотехнологичного и IT-производств (как машинного, так и программного, что затребовало усиления акцентов на подготовке IT-специалистов).
Но эти направления всегда требовали существенных финансовых инвестиций. При обязательном условии соблюдения правил конкретной борьбы, как в соответствии с нормами российского антимонопольного законодательства, так и правил ВТО, полноценной страной-участницей которой Россия является с 2012 года.
Изначально акцент делается на призыве российского бизнеса проинвестировать развитие данных направлений экономики. Но сразу желаемый результат не достигается. Российские технологические компании действительно появляются, но во многом они работают с китайскими и европейскими технологиями, патенты на которые они приобретают, что не создавало воссоздание высокотехнологичных производств внутри страны, плюс выводило деньги, которые шли правообладателям технологий.
Более действенным становится направление государственных и муниципальных закупок, в которых за счёт создания национального режима поставщика и его продукции, а также установления запретов и ограничений на поставку для государственных и муниципальных нужд промышленной и высокотехнологичной продукции иностранными производителями, действительно удается сформировать стабильный источник финансирования за счёт средств государственного бюджета тех немногих производителей, которые у нас сохранились или появились. Этот стабильный доход позволил им встать на ноги и эволюционно развиваться, но всё ещё не привлекал должного количества производителей в данные сегменты экономики. Требовались значительные частные инвестиции и удачный опыт востребованности продукции на рынке. И в этом плане введение тотальных санкций на российский бизнес в Европе и Америке, как раз и создаёт окно возможностей. Деньги у российского крупного бизнеса были и есть. Но если раньше он инвестировал их в западную экономику, то лишившись этой возможности бизнесмены стали вкладывать деньги в российское производство. Переходный для нашей экономики 2022 год показал, что она не просто жива, но и имеет отличный потенциал к росту. Создание налоговых преференций и программы государственной поддержки делают эти сектора экономики более привлекательными для инвестирования, поскольку прибыль для бизнеса в них становится на порядок выше, чем в уже функционирующих производствах, таких как энергетика, химия, сельское хозяйство. Да и конкуренция здесь ещё не такая высокая.
При этом, одним из направлений привлечения инвестиций является не только привлечение исконно российского капитала, в том числе и выведенного в оффшоры, но и иностранных инвестиций. И в этом плане создание специальных административных районов (САР) на острове Русский в Приморском крае и острове Октябрьский в Калининградской области, становится тем условием которые позволяет вернуть в Россию «оффшорный» бизнес, а также привлечь не только предпринимателей из дружественных стран, но и западный бизнес, который готов работать на российскую экономику и получать прибыль, но уже через офшорные компании, которые спокойно можно легализовать в России через САР. А то, что западный бизнес всё ещё заинтересован в инвестициях в Россию сомнений нет, поскольку они всегда были для него сверхдоходными. И страны Запада это отлично понимают. Подтверждением чего становится фактическое придании России статуса оффшорной юрисдикции.
Бесспорно предпосылками для нового технологичного скачка становятся и проведенные переговоры с дружественными странами. Прежде всего Китаем, Индией, Ираном, Турцией и Белоруссией. И это далеко не полный перечень. Фактически сюда можно отнести страны БРИКС и ШОС. А в перспективы и ближневосточные монархии. Все эти страны увидели цену использования западных технологий, а именно фактический отказ от национального суверенитета. Поэтому они заинтересованы как в развитии собственных технологий, но нередко связаны отсутствием необходимой производственной или научной базой. Не менее они заинтересованы в появлении альтернативного держателя технологий, который не будет использовать их для политических манипуляций. И в этом плане у нас есть все перспективы как на создание совестных производств, так и на привлечение инвестиций от надежных партнеров для развития нашего высокотехнологичного и инновационного производства.
А то, что мы сумели за короткий срок произвести импортозамещение в нашей оборонной промышленности, полностью воссоздав цикл совестных производств исключительно усилиями российских компаний, на основании использования отечественных технологий, является показателем, что наши планы по трансформации модели экономического развития являются реалистичными.
Вот и получается, что идеальный кризис, который был для нашей экономики искусственно создан, стал окном возможностей, позволившим запустить переход к высокотехнологичному производству», - эксперт Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.

 

 


Мы в популярных социальных сетях