03.03.2024
°C
0
$ 91.33
€ 98.72

Российским курортам прописали свой ориентир безопасности

11111Новые стандарты безопасности подъемников и канатных дорог для горных курортов вводятся этим летом. Они позволят развить их отечественное производство взамен ушедшим европейским брендам, а также успешно конкурировать с технологически устаревшим китайским оборудованием. Об этом «Монокль» поговорил с Дмитрием Сидоровичем, заместителем председателя Технического комитета 289 по стандартизации Росстандарта.

- Горнолыжный сезон-2024 вовсю идет. Каковы главные тенденции в сфере внутреннего горнолыжного туризма?  В том числе с точки зрения оборудования российских горнолыжных курортов, с учетом ухода с российского рынка бизнеса недружественных государств?

- Все больше россиян едут именно на отечественные горнолыжные курорты. Потребность в таком отдыхе растет, а значит, нужно хорошее оборудование. Но европейские производители подъемников ушли. Замечу, что сначала европейские компании еще пытались поставлять оборудование и запчасти, но потом это стало невозможно, затем запретили и удаленную сервис-поддержку. Итог – теперь этой поддержки нет, а представительства этих компаний-производителей уехали обратно в Европу или переехали в страны СНГ.

Сейчас к нам пытаются прийти производители из Китая на позиции ушедшего бизнеса. Но в России есть и собственное производство, которое пытается занять освободившиеся ниши.

 - Ощутил ли горнолыжный туризм в России спад или риски в связи с такой резкой сменой поставщиков оборудования, в том числе различных подъемных механизмов, канатных дорог, ратраков, снеговых пушек и так далее? 

- Российское правительство в 2022 году быстро сориентировалось и обеспечило возможности для поставок санкционного оборудования. Поэтому пока благодаря параллельному импорту потребности горнолыжных курортов так или иначе закрываются. Но это временная мера, она не решает проблему поставок запчастей в полной мере. Запчасти для канатных дорог подорожали в 5 раз, а на некоторые позиции цены выросли более чем в 10 раз. Речь, в частности, о приводах, электронике, автоматизированных системах, станционном оборудовании. Есть критические моменты, например, электронные блоки управления: даже если их привезти, их нужно программировать. А это может делать только поставщик-производитель. Крупнейшие мировые производители подъемного канатного горнолыжного оборудования – австрийцы, французы, швейцарцы – ушли из России. Получается, что, если сегодня на каком-то курорте встанет канатка из-за сбоя электроники, это будет просто груда железа, перезапустить ее будет некому.

Поэтому риски уже есть. Случаи остановок иностранного оборудования уже были. А сезон только начался: Россия большая, есть высокогорные курорты, где сезон идет с февраля по май, им только предстоит столкнуться с проблемами. И главная проблема – обеспечение безопасности пассажиров.

- Появились ли у российских производителей канатного подъемного оборудования более широкие возможности проявить себя? Например, есть такие производители как «РУСЛЕТ», «СКАДО», «ТверьКанатДор».  Насколько легче им сейчас развиваться на российском рынке?

- Безусловно, для российских производителей сейчас сложилась наиболее благоприятная обстановка для развития: освободились ниши, которые они могут занять. «СКАДО», например, много лет работает на рынке. Министерство промышленности и торговли оказывает большую поддержку отечественным производителям, обеспечивает условия для их развития. Так, «РУСЛЕТ» и «ТверьКанатДор» получили господдержку в рамках НИОКР и разрабатывают детали и узлы, которые раньше в России не производились. В будущем эти компании смогут полностью закрыть потребности российского рынка и обеспечить курорты высококачественным оборудованием.

Если вернуться к вопросу новых технологий, то замечу, что высокоскоростные дороги уже стоят на всех наших современных курортах. Например, «Роза Хутор», «Газпром Лаура», «Большой Вудъявр» в Кировске Мурманской области, «Горный воздух» на Сахалине. Есть также небольшие курорты в средней полосе России, где используются канатные дороги с отцепляемым зажимом. Такое же современное оборудование, например, и на Московской канатной дороге.

Но еще много курортов, где работают канатки предыдущего поколения – буксировочные дороги или канатки с фиксированным зажимом. Устаревшая технология – это дороги, где кресла или кабины не замедляются на станции, садиться на них неудобно, при этом скорость движения дороги медленная, на длинных расстояниях – на крупных курортах – туристы мерзнут, это некомфортно. Вот почему сегодня важно обеспечивать наши курорты современными дорогами, и отечественные производители могут закрыть такую потребность. Я уверен, что через какое-то время эти курорты смогут перейти на современное оборудование.

Развитие российских производителей – это вклад в будущее, возможность обеспечить курорты современным оборудованием за доступный бюджет. Замечу, что еще до санкций стоимость европейского оборудования из-за курсовой разницы далеко не всем была по карману. Сейчас правительство работает над механизмом субсидирования процентной ставки курортам, которые хотят закупать отечественное оборудование, и это радует. Курортам не стоит волноваться: «Европа ушла, мы не сможем теперь обеспечить должный уровень сервиса». Сможем!

- То есть качество отечественного подъемного оборудования позволяет быть конкурентоспособными, и работа в направлении импортозамещения в сфере канатных дорог вполне успешна? Мы можем сами заполнить внутренний горнолыжный рынок нужным оборудованием?

 - Можем, и у России для этого есть все возможности. И поддержка государства, и научно-технический потенциал. Например, «РУСЛЕТ» и «ТверьКанатДор» инициировали даже учебные программы с МГТУ имени Баумана, с Московским политехническим университетом, Учебно-производственным комплексом «Протон» для развития учебных программ, которые помогут возрождению канатно-транспортной индустрии страны и обучения этим специальностям. Давайте вспомним историю, ведь в СССР была своя сильная школа проектирования и производства канатных дорог. Профессоры Александр Иосифович Дукельский, Анатолий Аркадьевич Короткий внесли существенный вклад в развитие и становление отечественной индустрии канатных дорог. И сейчас мы совместно с отечественными производителями, НИИ, вузами активно развиваем ее. Потенциал есть. И я абсолютно уверен, что мы в ближайшие несколько лет сделаем дороги не просто как у европейцев, а даже лучше.

 - Сейчас есть тенденция экспансии Китая в различные сферы экономики России, в том числе и с точки зрения обеспечения наших курортных зон подъемным оборудованием. С одной стороны, это хорошо – так мы закроем брешь после ухода западных компаний. Но, с другой стороны, нет ли тут опасности с точки зрения расширения на российском рынке тех китайских производителей, которые пока не могут похвастаться высоким качеством своего оборудования?

- Действительно, у китайцев серьезные амбиции по выходу на российский рынок и расширению присутствия. Но мы знакомы с китайской производственной доктриной. В России канатная транспортная индустрия развивалась по европейским нормам безопасности. А в Китае они другие. Менее жесткие, чем в Европе, с точки зрения сертификации. Пройти сертификацию по классу безопасности оборудования в Китае проще, чем в Европе, и это о многом говорит.

Второй момент – Китай сейчас использует технологии, которые применялись в Европе два производственных поколения назад. По сути, китайские компании скопировали европейское производство 20-летней давности. Это по большей степени скромные и устаревшие установки, которые имеют низкую степень надежности. В Китае другие запросы и ожидания у туристов, там другой уровень комфорта, частые отказы в работе канатных дорог. К примеру, в СМИ недавно прошла информация о том, как у китайского производителя BMHRI заклинил зажим на станции, случилась авария. А если это случится на китайской канатной дороге в России? В этом случае дорога заблокирована, а люди остаются в креслах или кабинах, мы их должны эвакуировать – а без китайского техобслуживания не справиться, значит, надо будет проводить спасательную операцию.

Китай не может обеспечить соответствие своих технологий российскому техническому регулированию. А ведь пассажирская подвесная канатная дорога – это особо опасный производственный объект. Мы перевозим людей.

Так что пока говорить о том, что китайские производители могут нас чем-то удивить, преждевременно.

И еще. По сути, если мы заменим европейские компании, ушедшие из России, китайскими – это замена европейской зависимости на азиатскую. Ни о каком технологическом суверенитете речь идти не будет. Думаю, нам надо делать больший упор на импортозамещение.

- А что с запчастями для китайских канаток? Сейчас уже появилась проблема с обеспечением запчастями китайских автомобилей, поставляемых в Россию. Возможна ли такая же ситуация в случае эксплуатации нами китайских канатных дорог?

 - Да, этот сценарий может повториться. С учетом размеров и объемов внутреннего рынка Китая для любого их производителя наш российский рынок не представляет особого интереса. Ведь их рынок в десятки раз больше. А значит, с таким подходом и стараться они не будут. А еще надо учитывать национальные особенности. Китай – это другая цивилизация. Китайцы усердно работают, если эта деятельность оценивается их государством, а по отношению к России государственной позиции, ответственности у них нет.

- Возвращаясь к стандартам известно, что с 1 июня вводятся наши российские ГОСТы. Какие изменения ждут рынок?

- Да, с 1 июня 2024 года будет введена сертификация, которая разрабатывается по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ. С учетом ухода европейских производителей у нас сейчас аннулирована вся сертификационная политика, которая была основана на европейском патентном праве и европейской сертификации. Сегодня ее нет. Поэтому государством инициирована разработка национальной системы технического регулирования.

Государственные органы обратили на это внимание, ведь это, в первую очередь, безопасность пассажиров. Наших с вами детей, которые занимаются горными лыжами. Туристов. Пассажиров, которые пользуются городскими канатными дорогами (а такие дороги есть в Москве, в Нижнем Новгороде). С 1 июня канатным подъемникам и их производителям придется выполнять целый ряд требований, которые будут введены. Требования в большей степени касаются не отказа в устойчивости и надежности оборудования, а безопасности канатной дороги, которую нужно будет обеспечить еще на стадии проектирования и технологических решений, производственного процесса. Это касается и станционного оборудования, и металлоконструкций, и механизмов.

Китайские производители присутствуют на российском рынке. На данный момент на четырех объектах устанавливается китайское канатное оборудование, но успешных вводов в эксплуатацию пока нет. Китайцы пытаются что-то доработать уже по ходу, но эти доработки носят кустарный характер, это не заводские изменения. Для внедрения каких-то технологических изменений им придется пройти свою собственную систему технической сертификации.

Свою функцию четко выполняют органы Ростехнадзора.  Они непосредственно участвуют в разработке технического регулирования. И хорошо, что планка столь высока. Как я уже говорил, это вопрос безопасности людей. 

 - Еще одна опасность: если сейчас запустить на рынок Китай для массового насыщения рынка горнолыжным и канатным оборудованием, то мы не дадим нашим производителям даже шанса.

 - Да, государству надо проявить свою четкую протекционистскую позицию в этом вопросе, и оно уже это делает. Определенные меры поддержки отечественных производителей уже разрабатываются и активно внедряются. Безусловно, если китайские производители зайдут на российский рынок, то малые предприятия и компании, которые получили господдержку, не смогут развиваться. А вопрос касается развития современных технологий. Это могут обеспечить российские производители, а то, что предлагают китайские производители на своем рынке и с чем хотят прийти на российский рынок – это продукция устаревшая, с низкими качественными показателями и поэтому по низкой цене. И если уж мы говорим о том, что государство хочет и может поддержать российского производителя и внутренний туризм, принимает пакеты мер в поддержку российского туристического сегмента, то для кого мы это делаем? Мы развиваем российский туристический рынок, чтобы туда пришли китайцы и получили все преференции? Это нелогично.

 - А в чем риски для самих горнолыжных курортов? Ведь горнолыжники – люди с хорошим достатком, с высокими требованиями к уровню и качеству отдыха. И если турист будет знать, что на курорте установлено подъемное оборудование, к которому были претензии на других курортах разных стран, и которое может нести риск для здоровья и жизни (например, вспомним аварию подъемника на грузинском курорте Гудаури в 2018 году, что ударило по имиджу курорта), он просто не поедет туда отдыхать. Очевидно, что сегодня курорты, заботясь о своем имидже, тоже будут более требовательны к тому, какие именно подъемники будут установлены и кто их будет обслуживать?

 - Безусловно, российский турист привык к высокому уровню сервиса. Профи всегда обращают внимание, какая у курорта материально-техническая база: какой номерной фонд, какое оборудование, трассы, склоны, уровень сервиса. И подъемники тоже важны. Даже не заядлый горнолыжник понимает, что если на курорте старые канатные дороги с низкой скоростью и пропускной способностью, то он больше времени проведет в очередях на подъем, а не на трассе. Курорты, которые держат планку и дорожат лояльностью клиентов, будут бороться и за качество.

Многие наши курорты соответствуют мировому уровню, по некоторым позициям даже превышают уровень европейских курортов. А значит, если мы хотим сохранить уровень сервиса, то надо повышать требования, чтобы курорты брали новую планку. Общая задача – развивать индустрию гостеприимства, поддерживать отечественное производство канатных дорог, чтобы внутренний туризм превзошел туризм зарубежный. Для этого государство сейчас разрабатывает механизм субсидирования процентной ставки для инвесторов, приобретающих отечественное оборудование для горнолыжных курортов.

Наша задача показать, что санкции нас не ослабили, а сделали нас сильнее. У нас есть и амбиции, и возможности для развития нашей страны, представление ее на мировой арене как лидер, в том числе в туризме.


Мы в популярных социальных сетях