29.04.2024
°C
0
$ 91.78
€ 98.03
erid:2VtzqwJMV8q

Негативная риторика партнёров России в Арктике поутихла — Николай Корчунов

9g98wub4obkodwhf06dby1j2x7uxeep0Санкт-Петербург, /НИА-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ/. Эксперты ПОРА обсудили, как Россия меняет вектор международного взаимодействия в Арктике и каковы современные арктические интересы стран БРИКС+

Негативная риторика относительно развития российского присутствия в Арктическом регионе поутихла, поскольку есть понимание того, что без России очень сложно развивать многостороннее сотрудничество, заявил Николай Корчунов, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел РФ.

Представитель МИД выступил на сессии «Многостороннее сотрудничество в Арктике: интересы и стратегии» на полях V Международного муниципального форума стран БРИКС+ 9 ноября 2023 года в Санкт-Петербурге. Партнером мероприятия стал Экспертный центр ПОРА.

«Ситуация в Арктическом совете действительно непростая, партнеры заморозили сотрудничество с Россией. Однако нельзя сказать, что Арктический совет больше не функционирует. Норвегия, получившая статус председателя в 2023 году, пытается перезапустить работу площадки, и мы ей в этом помогаем. Надеемся, что до конца года заработают некоторые экспертные рабочие группы»,— сказал Корчунов.

Дипломат подробно осветил форматы взаимодействия России со странами БРИКС по арктическому вектору. Крупнейшие страны объединения, Индия и Китай – это страны, на которые в 2040–2050 годах будет приходиться порядка 40% мирового ВВП, и они расширяют сферы своих интересов. Применительно к арктическому региону речь главным образом идёт о заметном увеличении спроса на минерально-сырьевую продукцию и углеводороды. «Спрос на то, чем богата Арктика, будет расти. Но у Китая и Индии есть интерес не только к полезным ископаемым, но и к развитию ледового судоходства и судостроения. Технологии и знания, которыми обладает Россия, могут быть использованы для развития этих отраслей», – добавил Корчунов.

На внешнеполитическом контуре Россия старалась прежде всего развивать сотрудничество в Арктике со странами-членами Арктического совета. Но в 2022 году, после приостановки взаимодействия с западными партнерами, ситуация поменялась, и внимание России как арктического государства развернулось в сторону дружественных стран, к которым относятся в том числе страны БРИКС: Бразилия, Индия, Китай и ЮАР.

Бразилия тоже проявляет интерес к Заполярью и стремится к обретению статуса наблюдателя в Арктическом совете. Прежде всего страну интересует торгово-экономическое взаимодействие, проекты по добыче полезных ископаемых, в том числе и на шельфе, так как бразильцы обладают соответствующими технологиями. Николай Корчунов подчеркнул, что 25% рынка минеральных удобрений Бразилии покрывается за счет экспорта из российской Арктики.

Блок науки и образования является точкой входа для сотрудничества России и стран БРИКС в Арктике, согласилась Мария Лагутина, профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. «За последние два года научные связи с западным сообществом серьезно пострадали. Отмечу, что даже во время холодной войны научные связи сохранялись. Сегодня же сотрудничество на институциональном уровне заморожено, – констатировала Мария Лагутина. – Перед учеными стоит задача диверсификации контактов для продолжения работы. Поэтому на страны БРИКС возлагаются надежды в полярных исследованиях и в Арктике в частности. К примеру, СПбГУ активно развивает связи с Китаем и Бразилией, которая курирует вопрос полярных исследований в БРИКС вместе с Россией».

Доцент департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Стрельникова осветила перспективные направления взаимодействия со странами БРИКС, а также остановилась на «арктических» интересах стран, которые присоединятся к формату БРИКС+ с 1 января 2024 года.

Аргентину интересует научное сотрудничество и взаимодействие в области судоходства, защиты биоразнообразия. Египет заинтересован в первую очередь в нивелировании угроз, связанных с изменением климата. Иран концентрирует свой интерес на транспортно-логистических возможностях Арктики, а также на науке и образовании. ОАЭ, по оценке эксперта, – самый перспективный партнер из данного списка. Страна активно занимается изучением климатических изменений. ОАЭ заинтересованы в партнерстве с Россией в сфере энергетики. Саудовская Аравия приняла документ Saudi Vision 2030, где отмечено, что сотрудничество в сфере энергетики, науки и логистики является приоритетным. Эфиопия является интересантом того всего того, что связано с охраной окружающей среды с проблемными изменениями климата, и в вопросах арктических исследований также может внести свою лепту.

Напомним, Международный муниципальный форум стран БРИКС+ ежегодно проходит при поддержке МИД России, Россотрудничества и правительства Санкт-Петербурга. В 2023 году участие в ММФ БРИКС+ приняли около 7000 человек, из которых 2000 – иностранные делегаты из 200 зарубежных городов. В деловую программу Форума вошло более 120 мероприятий, включая панельные сессии, секции, круглые столы, рабочие дискуссии, тренинги и многое другое. Модератором сессии «Многостороннее сотрудничество в Арктике: интересы и стратегии» выступил Игорь Павловский, директор Информационно-аналитического центра ПОРА в Санкт-Петербурге.


Мы в популярных социальных сетях