«Объем продаж интернет-торговли России за первые шесть месяцев 2023 года составил 2,7 трлн рублей – это на 20% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Из этой суммы 97,2% составляют покупки в российских компаниях интернет-торговли, трансграничный рынок сократился до 2,8% в объеме продаж (4,5% в 2022 году)», – сказали в ассоциации.
Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж сейчас составляет 12,7%. Распределение товаров в рейтинге самых популярных осталось без изменений.
Лидером среди категорий товаров является цифровая и бытовая техника – на нее россияне потратили в интернете 522,5 млрд рублей, а ее доля в общем объеме продаж составила 19,1%. Также в топ-5: мебель и товары для дома (459 млрд рублей, 16,8%), одежда и обувь (427 млрд рублей, 15,6%), продукты питания (349 млрд рублей, 12,7%), товары для красоты и здоровья (225,5 млрд рублей, 8,2%).
В АКИТ отметили изменения среди топ-10 наиболее активных в интернет-торговле регионов, которые сейчас обеспечивают 52% от всех покупок в интернете. По сравнению с январем-июнем 2022 года снизилась доля первой тройки регионов.
Первое место в рейтинге традиционно занимает Москва, однако в общем объеме продаж ее доля снизилась до 18,4% с 20,4% годом ранее. На втором месте – Московская область (9,2% против 10,7% в январе-июне 2022 года), на третьем – Санкт-Петербург (6,2% против 7,3%). Доли почти всех остальных регионов увеличились.
Доля Краснодарского края по итогам первого полугодия составляет 4,9% (против 4,4% годом ранее), Ростовской области – 2,9% (против 2,5%), Свердловской области – 2,6% (без изменений), Нижегородской области – 2,2% (против 2,1%), Самарской области и Татарстана – 2% (увеличились показатели Татарстана). Доля Красноярского края снизилась до 1,8% с 2,1% в первом полугодии 2022 года.
«Российский рынок онлайн-торговли по итогам 2022 года оказался самым быстрорастущим в мире, показав прирост в денежном выражении на 38%, вторую и третью позиции заняли Филиппины и Индия с 26%. Рост онлайн-торговли в России обусловлен огромными инвестициями нескольких крупных игроков в создание инфраструктурных объектов, в первую очередь, складов. Большое количество складов, а также растущее число ПВЗ позволяет доставлять заказы в короткие сроки даже в отдаленные регионы. В качестве важного фактора развития рынка онлайн-торговли стоит отметить маркетинг. В 2019–2021 гг. крупнейшими рекламодателями на телевидении были «Озон», «Ламода», «Вайлдберриз». В результате часть потребителей вспомнила уже имеющийся опыт покупок онлайн, другие пользователи, прежде не покупавшие онлайн, узнали о существовании интернет-торговли. Потребители оценили удобство, связанное с наличием огромного ассортимента товаров, легким оформлением заказа через приложение и быстрым его получением, с возможностью заказать для примерки несколько единиц товара, доставкой товара (бесплатной, или по минимальной цене) в ПВЗ или по указанному адресу и т.п. По мере того, как потребитель осваивает навыки онлайн-покупок, формируется его пользовательский опыт, расширяется число приобретаемых категорий товаров, что в итоге приводит к росту онлайн-торговли», - рассказала доцент Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Ирина Долгова.