Президентом Российской Федерации поставлена задача обеспечения круглогодичного использования Севморпути в качестве транспортного коридора глобального значения. В 2022 году принят масштабный План развития СМП до 2035 года. На успешное развитие Северного морского пути влияют наличие грузовой базы и наличие собственного флота.
Как отметил в своем выступлении первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, объемы грузоперевозок растут. «В 2021 году грузопоток составил 13,8 млн. тонн, в 2022-м - 14,7 млн. И менее чем за полгода 2023 года перевезено уже 14,3 млн. тонн, - сказал он - Мы ожидаем скачок в грузоперевозках за счет таких крупных недропользователей, как «Восток Ойл» и «Северная звезда» из Красноярского края. В 2024 году они выходят на значительные планируемые объемы поставок. Наша задача к 2030 году выйти на 200 млн. тонн грузоперевозок по Северному морскому пути».
Специальный представитель по вопросам развития Арктики, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Владимир Панов, рассказал об очень динамичном развитии СМП. «В 2021 году прошел первый экспериментальный рейс в Китай. И уже в текущем году идут регулярные рейсы до Шанхая».
Успешным стал в 2022 году и экспериментальный рейс «Норникеля в Шанхай. Арктический контейнеровоз «Мончегорск» совершил рейс по маршруту «Шанхай – Мурманск – Санкт-Петербург». Как рассказал вице-президент по федеральным и региональным программам «Норникеля» Андрей Грачев: «На самом деле, у нас это из гипотезы превращается в серьезную реальность».
Говоря о роли Севморпути, Грачев подчеркнул: «Арктическая зона содержит 76% общероссийских запасов никеля. Здесь производится 98% всего отечественного никеля, 93% всего кобальта. Для того чтобы все это вывести нужны безопасные и быстрые перевозки. И здесь Севморпуть незаменим. Второй фактор это развитие программы судостроения. Здесь СМП также является достаточно серьезным двигателем. У нас с «Росатомом» существует ледокольная программа, которую мы развиваем».
Кроме этого, по словам вице-президента «Норникеля», Северный морского пути это еще и двигатель в развитии арктического туризма.
«Сейчас мы на это не смотрим, но через 10 лет это будет достаточно серьезным фактором. Все больше и больше людей хотят знакомиться с красотами Арктики, с бытом коренных малочисленных народов, посмотреть на все это.
Мы понимаем, что Россия прирастать Арктикой будет не только промышленной, производственной, но и с точки зрения логистики. И совершенно очевидно, что Арктика будет развиваться с моря».
С этой точки зрения в 2022 году «Норникель» подписал соглашение о сотрудничестве с Минэкономиразвития и Росатомом, в котором указаны прогнозные объемы перевозок по Севморпути до 2035 года. «Сейчас это соглашение выполняется. Если в 2020 году мы перевозили где-то 1,5 млн. тонн грузов, то в 2022 было перевезено более 2 млн. тонн. т.е. мы увеличили объем на 40%, - заявил Грачев. - Мы считаем, что Северный морской путь самый экономично эффективный, инвестиционный мегапроект в России»