Директор информационно-аналитического центра ПОРА в Санкт-Петербурге Игорь Павловски подчеркнул возможности речного судоходства в Арктике для решения существующей в регионе проблемы бездорожья и повышенных затрат на транспорт.
По словам заместителя начальника Управления внутреннего водного транспорта Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Игоря Злобина общая протяженность речных путей в Арктической зоны нашей страны превышает 13 тысяч км, среди которых половина имеет ограничения для судоходства. В настоящее время ведется работа по сокращению лимитирующих участков судоходства.
Также Злобин рассказал о перспективе роста грузопотока и возникающих проблемах дефицита судов с малой осадкой и большой грузоподъемностью, а также ограниченности финансирования и последующем уменьшении бюджета к 2025 году, что на данный момент исключает какие-либо серьезные мероприятия, направленные не только на развитие, но и на постоянное содержание речной транспортной системы.
Генеральный директор АО «Северречфлот» Айрат Чумарин с сожалением отмечает, что говорить о развитии направления речного судоходства сейчас не приходится. Острая нехватка судов накладывает ограничения в том числе на то, где и как могут ходить суда с различной осадкой и классом. Когда дело доходит до строительства необходимых судов, частные компании не способны закрывать эти нужды без государственной поддержки и постоянных контрактов, говорит эксперт.
О проблеме обновления речного флота, которая упирается в необходимость государственной поддержки говорил и президент Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александр Зайцев. В своем сообщении он отметил, что возможным способом сокращения стоимости постройки новых судов может стать утилизация старых судов и подключение финансирования арктических и приарктических субъектов, которые напрямую заинтересованы в развитии речного судоходства.
В ходе дискуссии все участники отметили, насколько остро сегодня стоит проблема обновления речного флота, когда каждая единица флота важна и у перевозчиков нет возможности пожертвовать даже одно судно для утилизации и получения государственных льгот на постройку нового. В дополнение к этому эксперты выделили комплексную проблему обслуживания речных судоходных маршрутов, которая включает дноуглубительные работы, проведение научных исследований для прокладки новых маршрутов, а также обновление и постройку новой наземной инфраструктуры.