Воспоминания о былом
С Зоей Михайловной мы познакомились, когда я поступил в Нахимовское военно–морское училище, которое расположено на Петроградской набережной. С той поры прошло уже более двух десятилетий. С моим другом Костей, тоже севастопольцем, в дни увольнений в город мы обретали у тети Зои материнскую заботу и внимание, которого нам так не хватало в наши 14 лет. Она нас приветливо встречала, интересовалась успехами в учёбе, кормила домашней едой, ждала из увольнения и провожала до стен училища.
После окончания Нахимовского училища я до последних дней жизни тёти Зои продолжал её навещать. Мы встречались в её коммунальной квартире за чашкой чая, вспоминая о прошедших днях. Она рассказывала всё новые и новые истории из собственной жизни и о блокадном Ленинграде. И всякий раз, встречаясь с Зоей Михайловной, я был поражён её желанием нести людям добро. Мы всегда пили чай в той же комнате, где она и её семья встретили начало Великой Отечественной войны, блокаду Ленинграда. Много лет прошло с тех незабываемых, страшных и жестоких дней. Несмотря ни на что, Зоя Михайловна всегда была полна энергии, сохраняла светлый ум, добрую память о родных, близких, о бывших коллегах по работе. В ней сохранялись недюжинные жизнерадостность и бодрость.
Родилась Зоя Михайловна в Вологодской области. Когда девочке было восемь месяцев, семья переезжает в Ленинград в связи с переводом отца на новое место работы. Жильё получили на улице Большой Дворянской, ныне улица Куйбышева. Проживали вчетвером с матерью в однокомнатной коммунальной квартире. Отца накануне войны перевели на Волгу директором одной из верфей. Зоя Михайловна была старшей из троих детей, ей на тот момент было 12 лет и на её плечи ложились обязанности по уходу за двумя младшими братьями. Так сложились обстоятельства, что уехать к отцу своевременно не смогли, и первые шесть месяцев блокады остались жить в голодном и холодном городе. Нужды хлебнули сполна, как и все жители блокадного Ленинграда. Кем-то справедливо было подмечено, что судьба каждого из людей, живших в Ленинграде в блокадные дни, — повесть, полная трагических моментов.
Как выжили?
По словам Зои Михайловны, об этом известно только Богу и их матери, которая трудилась с утра до поздней ночи на одном из оборонных предприятий. Что она помнила из тех страшных дней? Постоянное чувство голода, страх, обстрелы и бомбёжки, жизнь в бомбоубежище. В её комнате до сегодняшних дней сохранилось ещё одно напоминание о блокадных днях, на котором хотелось бы остановиться более подробно. Это произошло в сентябре 1941 года, буквально в первые дни блокады. Дети были одни в комнате, когда начался очередной обстрел. Неподалёку, где-то рядом с нынешним корпусом Нахимовского училища, стены которого были видны из окна ее квартиры, раздался взрыв. Увесистый осколок снаряда пробил вертикальный брус деревянного оконного блока, платяной шкаф, срикошетил от печи и упал возле подоконника, чудом не задев находящихся в десятиметровой комнате детей. Всё обошлось, если не считать порезов от осколков оконного стекла.
В начале февраля 1942 года семья эвакуировалась по Дороге жизни через замёрзшую Ладогу. Смогли благополучно переправиться на другой берег. Зоя Михайловна вспоминала, что после переправы блокадников кормили в церкви. Несмотря на предупреждения, некоторые дети из числа прибывших из осаждённого города так и остались за столом, или умерли вскоре после отъезда из Ленинграда от того, что организм не справлялся с принятой пищей. По этой причине маленькая Зоя потеряла младшего брата.
Блокадников развозили поездами. После дорожных мытарств, где пешком, где на перекладных со случайными попутчиками, в апреле 1942 года добрались до Череповца – родины отца. Через какое-то время приехал отец, его назначили директором верфи в блокадный Ленинград. В 1950 году дети, а их стало снова трое, с матерью по пропускам приехали в Ленинград, где поселились в той же квартире, но уже стали жить в двух комнатах с общей кухней и общими бытовыми помещениями.
После войны Зоя Михайловна окончила Ленинградский электротехнический техникум, а позднее заочно Политехнический институт. 45 лет проработала сначала техником, а потом инженером в научно-исследовательском институте точной механики. Все родные Зои Михайловны покоятся на Серафимовском кладбище, по значимым датам она всегда их навещала. Несмотря на годы, когда позволяло время и возможности, встречалась в кругу членов общественной организации «Жители блокадного Ленинграда», вспоминая былое за чашкой чая.
К сожалению, тётя Зоя умерла в 2022 году, не дожив до знаменательной для каждого жителя нашего города даты. Вечная, светлая память, дорогая и любимая Зоя Михайловна! В моей жизни Вы были человеком, с которого я брал пример. Вы научили меня любить и уважать наш прекрасный город Санкт-Петербург (Ленинград).