По словам заведующей отделом по работе с посетителями Ирины Малининой, пандемия коронавируса внесла серьёзные изменения в работу филиала музея. До 6 июля нынешнего года коллектив находился в режиме ожидания. Но ожидание начала работы не было пассивным. В связи с новыми требованиями, шла активная подготовка к предстоящим экскурсиям, разрабатывались новые маршруты.
- Когда посещение ледокола было возобновлено, народ к нам пошёл сразу,- говорит Ирина Владимировна и подтверждает сказанное цифрами.- С 6 июля по 31 августа на борту судна уже побывало почти 12 тысяч человек. В прошлом году за аналогичный период гостей было 13 тысяч.
Изменились и маршруты экскурсий. Теперь в основном посетителей водят по палубам, заходить в каюты, в другие помещения не позволяет расстояние между людьми. Для корреспондента НИА-Калининград сделали исключение.
Мы находимся на капитанском мостике. С него, в своё время, зорко следили за безопасностью плавания такие прославленные советские капитаны, как Павел Пономарев, Михаил Белоусов, Константин Бадигин, Юрий Кучиев и другие. Каждый из них внёс свою лепту в формирование коллектива. Так, например, при Михаиле Белоусове на ледоколе был сформирован комсомольский экипаж. Много интересно довелось услышать о капитане Юрие Кучиеве – безумном осетине.
На ледокольных судах существует не писаное правило – на капитанское кресло садиться никто, кроме капитана, не имеет права. Это правило свято чтут и сегодня. И когда кому-то из посетителей хочется сделать фото в потёртом кресле капитана, ему вежливо отказывают.
Откровенно говоря, автора этих строк удивило кресло капитана – маленькое, невзрачное. Таких капитанских кресел на современных судах не встретишь. Но, как известно, не место красит человека…
На ледоколе, по словам Ирины Малининой, практически все механизмы находятся в исправном состоянии. Да, в котлах судна сегодня нет пара, но дизель генераторы работают исправно, обеспечивая «Красин» собственной электроэнергией.
Сохранилась даже пекарня, в которой, по словам Ирины Владимировны, пекли очень вкусный хлеб и другие хлебобулочные изделия.
После того, как побывал практически во всех уголках ледокола, пришло время встретиться с директором филиала Музея мирового океана Ольгой Викторовной Подшувейт. Но разговор начался не с задач, над решением которых сегодня трудится коллектив, а с легендарной личности – Артуре Николаевиче Чилингарове.
Как выяснилось, президент Ассоциации полярников – большой друг единственного в России ледокола-музея. 21 августа Артур Николаевич был на борту судна, где проходила церемония вручения нагрудных знаков «Почётный полярник».
- Мероприятия такого высокого статуса привлекают к себе внимание большого количества посетителей,- подчеркнула Ольга Викторовна.- А посетитель для г главное.
Напомним, ледокол «Красин» стал памятником истории государственного значения и был поставлен на вечную стоянку у наб. Лейтенанта Шмидта в 1992 году.В 1995 году в нём открылась первая экспозиция, а с 2004 года ледокол «Красин» стал филиалом Музея мирового океана.
В разговоре с директором филиала речь зашла о локации ледокола. Место его нахождения, мягко говоря, не совсем удачное. Совершенно нет никакого музейного пространства.
Место стоянки ледокола, по словам Ольги Викторовны, исторически обосновано. Ведь именно к набережной лейтенанта Шмидта пришвартовался «Красин» после возвращения из международной экспедиции в 1928 году.
С точки зрения развития музейной инфраструктуры, конечно, необходим земельный участок. И этот вопрос сейчас активно обсуждается. Известная в Калининградской области строительная компания Сэтл Сити имеет желание благоустроить набережную возле ледокола «Красин».
Разумеется, зашёл разговор о возможной передислокации ледокола в Калининград к причалу главного корпуса Музея мирового океана, что, наверное, было бы вполне логичным.
- С точки зрения дальнейшего развития Музея мирового океана необходимо иметь музейную площадку в Санкт-Петербурге,- уверена Ольга Подшувейт и обосновывает это такими аргументами.- Я уверена, что в Питере мало кто знает о музее в Калининграде, у причалов которого стоят такие известные суда, как НИС «Витязь», НИС «Космонавт Виктор Пацаев», подводная лодка, другие прекрасные экспонаты. Побывав на «Красине» и узнав о музее в янтарном крае, многие питерцы высказывают желания съездить в ваш прекрасный город и посетить эти суда. Мы – визитная карточка Музея мирового океана в Санкт-Петербурге.
«Красин» - ледокол, символизирующий собой целую эпоху в истории нашей страны. Для всех петербуржцев и гостей города это необычный и популярный музей. Посетив его, можно прикоснуться к живой истории и почувствовать настоящую романтику полярных исследований.
Из задач сегодняшнего дня директора филиала Музея мирового океана беспокоит палубное покрытие ледокола, которое во многих местах пришло в негодность. «Даже я умудрилась сломать каблук»,- посетовала Ольга Викторовна. Документы на её реставрацию уже поданы. В нынешнем году выделены средства на замену кабельных трасс, улучшение системы пожарной сигнализации.
«Мы работаем в этом направлении. Это не быстрый и кропотливый труд, но сохранить этот уникальный объект культурного наследия мы обязаны и мы его сохраним»,- заверила Ольга Подшувейт.
Краткая трудовая биография ледокола «Красин»:
1916, 21 января – начало строительства ледокола
1916, 24 сентября – приказ «о зачислении в списки судов флота в класс морских ледоколов с присвоением имени «Святогор»
1917, 31 марта – на «Святогоре поднят флаг вспомогательных судов Российского Императорского флота (день рождение ледокола)
1918 – затоплен в устье реки Северная Двина, поднят англичанами
1918 – 1921 – находится в распоряжении Великобритании
1920 – в рамках международной экспедиции спасает ледокольный пароход «Соловей Будимирович»
1921 – выкуплен у правительства Великобритании при участии дипломата Л.Б.Красина и академика А.Н.Крылова.
1922 – 1928 – работает на Балтике, порт приписки – Ленинград
1927, 19 ноября - получает новое имя «Красин»
1927, 19 ноября – участвует в спасательной экспедиции У.Нобиле
1928 – 1934 – работает в Западной Арктике и на Балтике
1934 – совершает переход через Атлантику и Тихий океан во Владивосток (меняет порт приписки) и участвует в спасении парохода «Челюскин»
1935 -1941 –работает в Восточной Арктике
1941 – 1942 – совершает второй переход через Тихий океан и Атлантику
1942 – В составе союзного конвоя PQ-15 приходит в Мурманск, участвует в морских сражениях Великой отечественной войны
1942 – 1943 – выполняет ледовую проводку конвоев в Белом и Карском морях, возвращается во Владивосток и завершает кругосветное плавание, начатое в 1941 году
1943 – 1945 – проводит работы в восточном секторе Арктики
1950 – 1956 – работает в Мурманском пароходстве
1956 – 1960 – проходит модернизацию на верфи г.Висмар (ГДР)
1960 – 1972 – проводит суда по Северному морскому пути
1972 – передан Министерству геологии СССР и переоборудован в энергоплавбазу
1974 – 1989 – обеспеивает работу буровых партий на шельфе Арктики
1989 – передан в Международный фонд истории науки
1992, 20 февраля – правительством Российской Федерации включён в список исторических памятников, подлежащих охране, как памятник государственного значения
1995 – на борту ледокола открыта первая музейная экспозиция
2002 – принят в Ассоциацию военно-исторических кораблей (HNSA)
2004, 10 февраля – стал филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге
2014 – проведены доковые работы в Морском заводе в Кронштадте
2017 – столетие ледокола