И транспорт, и точка туристического притяжения
Великий Новгород еще несколько лет назад принял решение последовать опыту других городов, где уже активно используют канатные дороги. Городские канатные транспортные системы есть, например, не только в Москве, но и в Пятигорске, Ялте, Светлогорске и других городах. К примеру, подъемник в Светлогорске Калининградской области везет с пляжа и местных горожан, и туристов сразу на железнодорожный вокзал: через пять минут вы уже там. Причем из кабин можно наблюдать виды Балтийского моря. Есть подъемник и в Оренбурге, на нем можно даже совершить путешествие из Европы в Азию: канатная дорога проходит через реку Урал. А Нижегородская канатная дорога уже 12 лет возит пассажиров через Волгу, ее длина более 3,5 км, и пассажиропоток тут не останавливается: местные привыкли к ней как к удобному транспорту, а туристы выстраиваются в очередь, чтобы увидеть сверху красоты великой русской реки. В горячий летний сезон количество туристов, которые желают прокатиться на канатной дороге, вырастает вдвое.
Для городов такой объект выгоден: с одной стороны, это экологичный и экономичный вид транспорта, с другой — успешное привлечение туристов, а значит, дополнительный приток средств в бюджет.
В Великом Новгороде ждут решения Главгосэкспертизы России по подъемнику китайского производителя BMHRI.
Канатная дорога может стать частью городской системы общественного транспорта. Это удобно для местного населения, всего за 10 минут ты уже на другом берегу, а еще станет местной фишкой, которая привлечет и туристов. Подобные сооружения в городах быстро обретают туристическую привлекательность: сверху открываются великолепные виды на окружающие пейзажи, это своеобразная экскурсия по городу на высоте птичьего полета.
В тесноте — и в обиде
Однако, как пишут местные СМИ, выясняется, что над Волховом хотят пустить подъемник с китайскими кабинами, которые не рассчитаны на русский размах. Китайское сиденье — шириной 38 см, тогда как российские ГОСТы требуют установки в кабину канатной дороги сиденья шириной 45 см. В ряд ставится 4 сиденья, но в варианте Великого Новгорода на эти сиденья поместится лишь 3 человека, а если учесть объемную зимнюю одежду, то и те — с трудом.
Экономист, юрист, общественный деятель Павел Пенкин замечает, что с канатной дорогой у Великого Новгорода копятся сложности: «Во-первых, как пишут в открытых источниках, изначально из-за выбора производителя оборудования строительство объекта затягивается, собирались ввести подъемник в эксплуатацию в 2025 году, сейчас обещают в 2026 году. Теперь выясняется, что у китайской канатки еще и маленькие сиденья в кабине: КНР создает их по своим «меркам», но понятно, что русские туристы гораздо крупнее».
Павел Пенкин обращает внимание на то, что на канатную дорогу Великого Новгорода возлагают особые надежды, поэтому и спрос с нее большой: «Канатная дорога в Великом Новгороде призвана соединить главный корпус Новгородского университета на одном берегу Волхова и Инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) «Валдай» на другом. Интересно, что этот Центр был создан несколько лет назад по поручению главы государства, президент России Владимир Путин тут уже бывал, здесь работают опытные научные кадры. Поэтому странно, что региональные власти, вроде бы поддерживающие отечественную науку и производство, решили при возведении у себя канатной дороги воспользоваться не инновационными решениями российских производителей, а обратились к Китаю».
Не для русских богатырей
«Я имел опыт катания в китайской кабинке на канатной дороге. Я ростом 197 см, еле зашел в нее, и мне там было очень тесно и плохо. Катался и в Японии, там тоже все очень маленькое и неудобное для нас», — делится своим опытом Кирилл Кочергин, менеджер по развитию GetSki, сети прокатов горнолыжного оборудования в России, которая обеспечивает курорты необходимым прокатным горнолыжным оборудованием, а также деталями для ратраков, горной техники, подъемников, аттракционов и другого оборудования.
Эксперт полагает, что, конечно, такая узкая кабина мало подходит для российских реалий: «Сажать в кабину больше людей, чем она рассчитана, однозначно небезопасно. Если она уже сертифицирована у нас, то появляются вопросы к Ростехнадзору и Минпромторгу. А если еще нет, то она не может быть запущена при таких условиях. Вообще, имея опыт в строительстве, замечу, что Китай не создает и не планирует, думаю, разрабатывать канатные дороги специально для российского рынка — просто поставляет то, что есть, не учитывая какие-то местные условия. В итоге мы имеем такие последствия. Наверное, при покупке китайских подъемников ведутся на их дешевизну, но это рискованно», — отмечает Кирилл Кочергин.
«Привлечение государственных средств для реализации проекта, который изначально не учитывает физические особенности будущих пользователей, является нерациональным использованием бюджетных ресурсов. Это может привести к снижению пропускной способности, неудобствам для пассажиров и, что самое главное, к потенциальной угрозе безопасности», — считает Павел Пенкин. Эксперт подчеркивает, что инвестиции в инфраструктурные проекты должны основываться на тщательном анализе потребностей и характеристик целевой аудитории: «В данном случае, пренебрежение этим принципом не только снижает экономическую эффективность проекта, но и создает риски для здоровья и жизни граждан. Региональные власти не должны допускать ситуации, когда в погоне за экономией ставят под угрозу безопасность и комфорт людей. Очевидно, проект в Великом Новгороде нуждается во внимании со стороны Министерства транспорта и Минпромторга, чтобы обеспечить грамотное использование госсредств, думается, губернатору Новгородской области Александру Дронову стоит включиться в ситуацию».
Есть и другая проблема, поясняет экономист: «Видимо, придется переделывать документацию этого подъемника и его основных узлов, возможно, заново проводить его сертификацию, получается, новгородские власти будут вынуждены потратить еще больше денег? Эти затраты — дополнительное финансовое бремя. Довольно легкомысленное отношение к государственным средствам. Странно, что, прежде чем выбирать китайского производителя, регион не изучил как следует технические характеристики канатной дороги. Не было, видимо, анализа и российского рынка, тогда как в России есть свои достойные производители канатного оборудования. Разумное использование государственных средств предполагает выбор оптимальных решений, обеспечивающих наилучшее соотношение цены и качества. В контексте строительства канатной дороги это означает выбор оборудования, которое соответствует стандартам безопасности, комфорта и надежности».
https://argumenti.ru/society/2025/12/979815
