23.11.2024
°C
1
$ 102.58
€ 107.43
Erid: 2VtzqwsMtst

Директор Центра Арктических исследований и проектов РАНХиГС Сергей Кренц о развитии северных территорий

arktika niaСанкт-Петербург, /НИА-САНКТ-ПЕТЕРБУРГ/. Президент России Владимир Путин считает необходимым создать реестр лучших практик по развитию арктических населенных пунктов. Об этом глава государства заявил на совещании по развитию опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ и поручил кабмину до 1 июля 2024 года завершить подготовку мастер-планов развития 16 перспективных опорных населённых пунктов.

Какими же инструментами, способными содействовать развитию городов в Арктике, сейчас располагает государство и какие сложности с этим связаны связаны рассказал директор Центра Арктических исследований и проектов РАНХиГС Сергей Кренц.

«В течение 2022 и 2023 годов коллектив исследователей проанализировал все арктические населенные пункты России с населением более 500 чел. по почти шести десяткам показателей, введя понятие «опорных населенных пунктов» в качестве нового субъекта пространственного развития Арктики. И вот летом 2023 года идея опорных городов вышла на самый высокий уровень госуправления.

Специалисты провели детальный анализ 256 северных населенных пунктов, где проживает более 500 человек, по 57 показателям. Отмечалось наличие медицинских и образовательных учреждений, логистической инфраструктуры, близость к месторождениям полезных ископаемых и многое другое.

Правительство России по поручению президента определило перечень арктических населенных пунктов в Арктике, которые будут считаться опорными. Для каждого из них впоследствии будут разработаны мастер-планы развития до 2035 года. Всю работу предстоит сделать чуть больше, чем за год – до 1 октября 2024 комплексные планы долгосрочного развития арктических городов должны быть уже утверждены. В мастер-план включат вопросы, которые позволят кардинальным образом улучшить качество жизни и современный облик арктических городов и агломераций. Дорожную карту составят с опорой на пожелания людей, живущих и работающих на этих территориях.

Ранее на Восточном экономическом форуме глава государства утвердил мастер-план 22 дальневосточных городов. Реализация этих проектов уже идёт. По каким критериям будут отбирать опорные пункты? Казалось бы, самый очевидный - численность населения. При таком подходе в АЗ РФ появятся свои "Москва" и "Петербург" - Архангельск и Мурманск, а все остальные будут далеко не на первых ролях.

Но в Арктике не работают те принципы пространственного устройства, по которым живет вся страна. На Севере даже маленький поселок с тысячью человек может быть так же важен, как столица. В Арктике имеет значение не абсолютная численность населения, а то, какую территорию населенный пункт обеспечивает теми или иными услугами. Поселок в бездорожной части АЗ РФ может выполнять функции крупного города. Там, где нет круглогодичной наземной транспортной связи, практически каждый населенный пункт становится опорным. Поэтому к их выделению в Арктике нужны особые подходы.

Статус АЗРФ позволяет применять как общие инструменты поддержки городов, так и специфические, арктические – например, поддержка конкретно предпринимательства. Необходимо сконцентрировать внимание на другом: за пределами Арктической зоны РФ остается много городов, расположенных в районах Крайнего Севера, которые развиваются в не менее сложных, а часто и в более сложных условиях – если, допустим, сравнить Архангельск и Мурманск, с одной стороны, и Якутск и Магадан – с другой.

При этом в районах Крайнего Севера у предпринимателей есть обременения, связанные с необходимостью предоставлять работникам «северные льготы», закрепленные трудовым законодательством – вся тяжесть этих льгот ложится именно на местный бизнес. Тут явно необходимо согласование двух типов законодательства – арктического и «северного». Наиболее значимыми для будущих «опорных» населенных пунктов в Арктике являются пять сфер:

- социальное и культурное обеспечение населения – медицинские и учебные учреждения, которыми пользуются жители не только самих городов, но и окружающей местности; обеспечение связью и информацией – исторически «почта-телефон-телеграф», сегодня интернет, госуслуги;

- научное, информационное, аналитическое обеспечение освоения Арктики;

- административное обеспечение освоения Арктики;

- транспортно-логистические функции;

- обеспечение деятельности отдельных предприятий, физически не выносимых за пределы

Арктики (типа «Норникеля»).

Эти сферы были определены после проведения масштабного исследования про опорные населенные пункты как новый субъект пространственного развития Арктики – там сферы специализации опорных населенных пунктов были описаны подробно.

Подводя итог огромной проделанной учеными и экспертами работы, можно определить первоочередные меры, которые способны эффективнее всего улучшить качество жизни в заполярных населенных пунктах:

1 Очень нужен хороший интернет. Не везде это легко воплощается в жизнь, но это крайне важно.

2 Современные, удобные, экономичные средства отопления: здесь зачастую очень дорогая коммуналка, если нет газа.

3 Привлечение ключевых специалистов, реализация мощных мер поддержки для штучных профессионалов: врачей, учителей, коммунальщиков и т.д. – причем нужны такие меры, чтобы на работу в Арктике стояла очередь.

Это возможно, если меры поддержки будут ограничены именно штучными направлениями, критичными для поддержания жизнеспособности города. Также, чтобы арктические населенные пункты начали появляться на первых строчках рейтингов российских «умных» городов Арктическим городам очень важно развивать как раз функции, связанные со сферой знаний, информационные функции. Если признать тенденцию «сползания» освоения месторождений с внутрирегиональной на межрегиональную вахту – а она идет,– то арктическим городам ничего не остается, кроме как быть «наукоградами поневоле».

Здесь останутся, помимо логистических, именно информационно-аналитические, сервисные и административные функции. Естественно, помимо функций обеспечения населения окружающих территорий – в том числе КМНС. Развитие обрабатывающей промышленности, услуг «на экспорт» здесь невозможно. Значит, остается «умный сервис» для себя и окружающей тундры – то есть месторождений.

В идеале, «инновационное счастье» наступит, когда, во-первых, научно- исследовательские, научно-производственные и другие «умные» организации будут иметь настолько благоприятные условия развития, что туда поедут действительно амбициозные люди. Причем поедут не только за деньгами, но скорее за возможностью реализовать заветные проекты. И они смогут стать местной элитой, в том числе занять места в администрациях», – заключил эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург.


Мы в популярных социальных сетях