Форум объединил всех неравнодушных к теме образования: руководителей и преподавателей норильских образовательных организаций, представителей администрации города, учреждений культуры, «Норникеля», АРН, родительской общественности и экспертов. На целый день Политехнический колледж Заполярного государственного университета (ЗГУ) стал площадкой для продуктивных коммуникаций по самым актуальным вопросам развития образования.
Заместитель главы Норильска по социальной политике Наталья Коростелева, открывая форум, обозначила векторы стратегического развития города. Она акцентировала внимание на высоких результатах норильского образования и подчеркнула его роль в масштабной реновации Норильска, которая затрагивает все сферы жизни арктического города – от строительства жилья до создания новых общественных пространств.
Ирина Жуйкова, директор департамента социальной политики «Норникеля», говоря о развитии инженерного потенциала, рассказала о десятках реализуемых программ и проектов, направленных на формирование интереса к профессиям компании и привлечение молодых специалистов. Для этого в «Норникеле» создана целая молодёжная экосистема, в фокусе которой – регионы присутствия компании, а в контуре – вся Россия.
О ЗГУ, который трансформируется в университет быстрого взлёта карьеры, и о создаваемом в Норильске Лицее им. В.И. Долгих как о партнёрах стратегического развития города с участниками форума беседовал Евгений Голубев, ректор Заполярного государственного университета.
Модель деятельности Лицея им. В.И. Долгих представил Антон Лопухин, руководитель проектного офиса развития образования АРН, проректор ЗГУ. Он подчеркнул, что лицей будет одновременно являться образовательным, социокультурным центром и центром передовых образовательных практик. В лицее как в «третьем месте» можно будет проводить различные события, реализовывать социокультурные программы, создавать проекты городского развития. Как центр образовательных практик он позволит искать, адаптировать и тиражировать лучший образовательный опыт, профессионально развивать педагогов и управленцев города, закрывать кадровые потребности отрасли и повышать эффективность всех образовательных организаций Норильска.
Отличительной особенностью Форума высоких широт стал формат соучастного проектирования. Участники активно содействовали в тематических группах:
- позиционирование и развитие педагогического сообщества Норильска;
- социокультурное развитие города;
- практики осознанного родительства и вовлечения семей в образовательный процесс;
- эффективные управленческие практики;
- коммуникация и атмосфера в школе.
Вдохновением форума стали импульсные выступления ведущих экспертов в сфере образования и театр практик развития потенциала человека.
Александр Асмолов, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Российской академии образования (Москва), говорил о вызовах, стоящих перед образованием в условиях роста сложности, неопределённости и разнообразия, и о роли образования в становлении личности в контексте дефицитов доверия, понимания и смыслов. Отдельное внимание Александр Асмолов уделил задачам создаваемого норильского лицея, подчеркнув, что он станет школой возможностей для детей, родителей, педагогов и всех жителей.
Дмитрий Фишбейн, директор школы СКОЛКА, создаваемой в Москве на территории инновационного центра «Сколково», раскрыл сложную тему учебной мотивации подростков, начиная с 6 класса. Справиться с задачей, по его словам, помогает реальная практическая деятельность школьников в коллаборации с индустриальными партнёрами.
«Полёт на Марс» участники форума совершили с Татьяной Трофимовой, директором центра социокультурного проектирования «МАРС» (Калужская область). Она презентовала практику создания детьми проектов развития города, и рассказала, как можно вырастить социокультурного предпринимателя.
Участники форума смогли познакомиться с международным опытом реализации инженерного образования в странах СНГ и практиками работы с родителями через формирование сообщества по-настоящему увлечённых людей.
Лика Чекалова, руководитель санкт-петербургской Школы навигаторов, поделилась практиками построения и внедрения системы навигаторского сопровождения самоопределения и самореализации, управления коллективно-индивидуальными образовательными маршрутами.
Павел Рабинович, заместитель директора Школы антропологии будущего РАНХиГС, представил результаты исследований Президентской академии в области потенциала человека и практик его развития. В создаваемом Лицее им. В.И. Долгих планируется к реализации целый калейдоскоп практик, включая: практики со-действия и взращивания субъектности, персонализации образования и рефлексии, взаимного обучения «дети-детям» и «дети-взрослым», решения жизненных и межпредметных задач, непрерывного инженерного образования, социального и технологического предпринимательства. Особенностями образовательной модели лицея станут проектная и исследовательская деятельности, клубные форматы, предметно-практические погружения, межпредметные модули, метапредметные программы, навигаторское сопровождение самоопределения и самореализации, участие лицеистов в научных обществах и социально-значимых делах, а также уникальная система оценки достижений и мониторинга развития на основе коммуникативных, ситуационных и демонстрационных форматов. Лицей как социокультурный центр будет: реализовывать программы стратегирования и сопровождения семей, разновозрастные кружки и секции, встречи со «значимыми Другими»; организовывать стажировки и предпринимательские пробы учеников, научно-популярные и досуговые мероприятия. В рамках работы центра образовательных практик лицея будет осуществляться поиск, систематизация, развитие, внедрение и тиражирование передовых образовательных практик развития потенциала человека.
Познакомившись с актуальными практиками развития потенциала человека, собравшиеся обсудили конкретные шаги по внедрению наиболее интересных в норильскую систему образования.
Форум высоких широт, как признались участники, оправдал их ожидания, дав новые идеи, вдохновение и стимулы для укрепления парнёрских связей. Проводить это значимое мероприятие планируется ежегодно.