Что дало российским студентам участие в этом процессе? Об этом корреспондент НИА-Санкт-Петербург попросил рассказать депутата Госдумы VII-го созыва, заслуженного учителя России, кандидата педагогических наук Александра Пятикопа.
- Александр Иванович, в связи с чем Россия подключилась к Болонской конвенции?
- С развалом Советского Союза по многим направлениям жизни и деятельности в России обустройство стали вести по западным лекалам. Была идея интегрироваться в мировое сообщество. Вот с такими намерениями в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонскому процессу.
Уточню, Болонский процесс назван в честь Болонского университета, где в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Этот процесс создал Европейское пространство высшего образования в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании.
Эта конвенция предполагает гибкую систему подготовки на всех стадиях обучения и даёт возможность, за счёт унификации, получать высшее образование по лекалам Европы. Вот под таким флагом Россия и присоединилась к Болонской конвенции.
- Хорошо, присоединилась и что дальше?
- Дальше началась зона последствий. Я хорошо помню тот период, так как руководил школой. Сразу возникли проблемы, потому что мы с единомышленниками создали первую в Калининградской области военно-патриотическую школу. Этот опыт был обобщён, и я тогда защитил кандидатскую диссертацию по теме «Военно-патриотическое воспитание школьников, как фактор повышения качества образования».
Помню, как в школы пошли бесплатным потоком учебники истории Александра Кредера, профинансированные Фондом известного биржевого спекулянта и противника развития России Джоржем Сорос, и которые полностью искажали историческую картину мира. Признаюсь, я тайно дал указание, чтобы эти книги сжигали в печке, которой отапливалась школа. А учил детей по советским учебникам, которые сохранились.
В основе советского образования была мощная фундаментальная подготовка. Именно она давала возможность в кратчайшие сроки мобилизовать науку и промышленность. Поэтому мы были первыми в космосе. Кстати, нынешние новые разработки, особенно в военной сфере, зиждутся на базовых разработках советских учёных.
Для понимания добавлю ещё такой факт. В послевоенные годы на образование тратилось 17% бюджета страны, а сейчас не более 4% ВВП, а нужно минимум 8 процентов.
Так вот, система фундаментальной подготовки была свёрнута. Доходило до того, что математике отводилось всего три часа. Физику свели до одного-двух часов. Почти полностью извели химию. Конечно, после этого качество знаний поползло вниз. Кроме того, мы стали терять специалистов в области естественнонаучного блока.
Вот сейчас, например, президент Владимир Путин ставит задачу преодолеть технологическую отсталость страны, а за счёт чего? За счёт нескольких интернатов для одарённых детей? Но это не позволит решить проблему, потому что нет базы, она свёрнута.
А тут ещё вместо привычных экзаменов в 9 классах ввели ОГЭ, а у выпускников – ЕГЭ. Это не экзамены, какими они были в советской школе, это тестирование методом «крестики-нолики» - угадал, не угадал. Зачисление в ВУЗы шло по итогам ЕГЭ.
- Александр Иванович, для чего вводился единый государственный экзамен?
- ЕГЭ вводили под тремя знамёнами. Первое, искоренение коррупции в сфере высшего образования. Второе, международное признание российских дипломов о среднем и высшем образовании. Третье, доступность образования для детей всех регионов страны, иными словами, чтобы дети с окраин могли поступать в престижные ВУЗы.
- И как, получилось решить эту триединую задачу?
- С 2003 года, когда был введён ЕГЭ, коррупция в сфере высшего образования, по различным данным, увеличилась от 1,8 до 2,2 раза. Российские дипломы как не признавались, так и не признаются в Европе. В скобках замечу, в дружественном нам Израиле раньше с удовольствием брали на работу советских медиков, теперь врача даже на должность фельдшера не возьмут.
Третье направление – доступность. Здесь вообще бардак. Те родители, у которых есть деньги, платят репетиторам, чтобы они попросту натаскали перед ЕГЭ ученика. Иными словами, сдал экзамен и забыл, всё, что успел узнать.
Помните скандал в Дагестане, когда из Махачкалы дети обеспеченных родителей за год до окончания школы уезжали в дальние аулы, и оттуда выходили золотыми медалистами с самыми высокими баллами по ЕГЭ. В том же Дагестане в 2012 году количество докторов наук в области педагогики было больше, чем во всех других вместе взятых регионах России.
Вот что получилось после фактического уничтожения советской системы обучения. Но и это ещё не всё. Давайте посмотрим на структуру обучения.
В Советском Союзе было среднетехническое и высшее образование. Теперь у нас нет техникумов, зато кругом сплошные колледжи. А вот ещё словечко – бакалавры. Сюда же впендюрили магистратуру. Теперь пишут магистратскую диссертацию. А где же аспирантура? А она теперь сама по себе. Учёные степени стали размываться.
Дали возможность Санкт-Петербургскому и Московскому государственным университетам защищать свои кандидатские. Уже даже появились доктора.
Помните, в 90-е годы создавались различные научные организации. Например, Академия общественных наук. Академиков стало больше, чем простых рабочих.
Иными словами, качество, престиж и, самое главное, уровень знаний резко стали падать. В настоящее время, под давлением США, прекращены научные проекты с участием российских учёных.
- Александр Иванович, вы рассказываете просто страшные вещи. А что же российское правительство? Разве там не понимали, что таким образом уничтожается образование в России?
- На моей памяти был создан прецедент, когда совершенно два разных подхода развития образования трактовала в то время министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева. Она выступала за дальнейшую интеграцию и была категорически против ликвидации ЕГЭ. При этом академическая наука, и ректорский корпус стояли в другой стороне.
Возглавили движение возврата в систему советского образования два человека: президент академии наук России Александр Михайлович Сергеев и председатель ассоциации ректоров России, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. Они выступали категорически против ЕГЭ.
- Почему они выступали против ЕГЭ?
- Потому что им нужны мыслящие студенты, а не люди, которые либо не умеют мыслить, либо делают это крайне слабо. Такие люди имеют определённый объём знаний на какой-то короткий период. Спроси у такого ЕГЭшника то же самое через неделю, он уже ничего не будет помнить. Вот такие пошли ныне студенты.
- Скажите, как вы думаете, знает ли Президент России о таком катастрофическом положении в образовании?
- Знает, поэтому и пошёл на беспрецедентный шаг. Он отделил от министерства образования и науки министерство просвещения и отдельно создал министерство образования и высшего образования. Сейчас у нас Сергей Сергеевич Кравцов министр просвещения, а Валерий Николаевич Фальков – министр науки и высшего образования. Вот во что вылилась научная полемика – в разделение.
- А как же выходят из этой ситуации учителя в школах?
- Мы стыдливо, тихонечко, по-партизански возвращаем наше советское образование. Приведу пример. Теперь ввели ранее отменённое итоговое сочинение за курс средней школы. Как промежуточные экзамены, вели диктанты. Скажу больше. Сейчас пересматривается содержание учебников, которые нам навязывались. Но за это время мы потеряли такие базовые предметы, повторюсь, как физика, математика.
- Задам традиционный в таких случаях вопрос: Что нужно, на ваш взгляд, делать?
- О том, что нужно делать, я говорил ещё будучи депутатом городского Совета Калининграда. Ещё громче говорил об этом, когда стал депутатом Государственной думы.
Был подготовлен соответствующий законопроект, который я подписал, и который поддержали депутаты «Справедливой России» и КПРФ. Уточню, в документе было два варианта. Первый, внести поправку в действующий закон об отмене ЕГЭ. Второй компромиссный вариант: дать возможность родителям и ученикам право выбора, по какому варианту сдавать выпускные экзамены. К сожалению, этот законопроект не был поддержан правительством РФ.
В своей докладной записке, помнится, я тогда предлагал приостановить действие хотя бы отдельных пунктов Болонской декларации. Сейчас, уверен, вопрос нужно ставить жёстче – полностью приостановить наше участие в ней и вернуться к советскому образованию.
Понимаете, нам навязали путь западного развития науки. У нас основные научные исследования разрабатывались в НИИ. На Западе в университетах. Теперь и у нас заставляют профессоров университетов активно заниматься наукой и при этом, на местах, чтобы выполнить Указ Президента о повышении зарплаты до 200% от средней зарплаты в регионе, добавляют лекционные часы.
В Советском Союзе профессора читали лекции 700 часов в год. Это позволяло заниматься наукой. Сегодня профессорская нагрузка не менее 1 100 часов. Когда же заниматься научными разработками? Всё это привело к падению качества развития науки и качества развития образования.
- Как же мы до сих пор новые разработки осуществляем, особенно в военной области?
- Единственно, до чего не дошли руки у западных советников, разрушить систему научных разработок военной техники и вооружения. Там осталась советская система, там сохранились профессионалы советской эпохи. Хотя, и до оборонных предприятий частично добрались. В результате конструкторское бюро «Туполев» свёрнуто, авиационных двигателей нет…
Резюмируя всё выше сказанное, особо подчеркну, чтобы спасти образование и науку, чтобы у нас появлялись новые технические разработки в различных областях, в том числе и оборонной промышленности, Россия должна вернуться к советской системе образования. С Западом нам не по пути. У нас свой путь, который позволил стране первой выйти в космос, создать лучшие в мире ракеты, воспитать патриотов своей Родины.