Учебно-тренировочное общежитие «Центр сопровождаемого проживания» «Гурьевский»» - фактически обычный дом. В 10 полноценных квартирах с необходимой бытовой техникой (каждая рассчитана на 6 человек) ребятам с ментальными особенностями из интернатов педагоги помогают готовиться к получению личного жилья и к самостоятельной жизни.
Как социальные инновации помогают человеку в лечении, образовании, поиске работы
Социальную сферу принято считать консервативной, закостенелой и трудно поддающейся развитию. Мы привыкли слышать жалобы на очереди в регистрации поликлиник, на невозможность быстро оформить нужные документы, на неэффективные методы преподавания в школах. Но как решить возникающие проблемы так, чтобы в современном городе людям было удобно и приятно жить, развиваться, заводить семьи?
Корреспондент «НИА» в рамках IV Форума социальных инноваций регионов побывал на социальных объектах Москвы – в медучреждениях, школе, центре занятости и др. – и посмотрел, как в них все устроено, как в тесном взаимодействии работают сферы образования, здравоохранения, соцподдержки. Разумеется, ряд инноваций уже внедрены и работают и в регионах, однако есть и интересные решения, которые в будущем можно применить не только в столице России.
В гости журналистов пригласили девушки из квартиры №1, визит заранее отметили на специальной коммуникационный доске с планированием дел. Войти в квартиру просто так нельзя, обязательно нужно позвонить в дверь и дождаться от хозяек разрешения. Маша, угощающая гостей впервые приготовленной шарлоткой, раньше жила в другой квартире. Но педагоги отмечают, что очень важно выводить детей из зоны комфорта, поэтому ребят по их желанию «перетасовали».
«Задача не просто выпустить ребенка в жизнь, а сделать так, чтобы это было не стрессом, научить банальным вещам: что за электричество нужно платить, что если у тебя есть деньги, ты не можешь их потратить на кофточку, а нужно купить продукты, на что-то отложить. Это как раз тот момент, который быстро не развивается», - делится директор учебно-тренировочного общежития Ирина Шпитальская.
Так как многие из студентов имеют определенные особенности, при общении с ребятами используются современные инструменты: иконки, пиктограммы, доски для планирования. У ребят в общежитии есть даже свой коммуникативный тренажер «ЭМО», который разработали студенты-программисты, - им могут пользоваться даже ребята, не владеющие речью.
Школа №1547 – большая даже по московским меркам. В ней около 5 700 учеников и 600 работников, которые располагаются в 14 зданиях.
Как сообщил директор школы Андрей Баринов, объединение усилий школ района началось еще в 2018 году: «Мы также хотим построить модель ступеней, где будут корпуса для старшеклассников, основной школы и младших классов. Этот процесс непростой, на него уйдет еще 2-3 года. Это позволит и ресурсы правильно распределять, и создать условия для учеников каждой возрастной группы».
Примечательно, что профильное образование – углубленное изучение предметов начинается с 7 класса - встроено в учебную программу, хотя есть и дополнительные занятия. Отдельно заслуживает внимания тот факт, что на многих уроках нет традиционных лекций, ребята занимаются практикой – индивидуально или в группах работают над проектами. Так, в химико-биологическом классе можно изучать любые микропрепараты не только на обычном микроскопе, но и с помощью небольших цифровых камер. А начиная с 9 класса, школьники на современном оборудовании создают интерактивные мультимедийные пособия для младшелкассников, например, по «Окружающему миру», которые дети потом будут просматривать в очках виртуальной реальности.
Центр «Моя карьера» стал итогом реорганизации службы занятости, учреждение работает с категориями с особыми потребностями. Как рассказывает директор центра Ирина Швец, здесь помогают в трудоустройстве молодежи от 14 до 35 лет, женщинам с детьми, старшему поколению, людям с инвалидностью и малоимущим семьям.
Телемедицинский центр был создан в марте 2020 года для представления дистанционных консультаций пациентам с короновирусом, проходящим лечение на дому, и основная направленность работы центра осталась прежней. Всего специалисты центра провели уже более 1,5 млн консультаций.Одна из самых популярных услуг – запись через инфомат в проект «Спортивные выходные», это бесплатные занятия в парках с профессиональным тренером. Недавно появилась услуга регистрации брака в неторжественной обстановке, для памятных снимков работает фотозона. А в криптобиокабинах можно оформить 10-летний биометрический загранпаспорт без сотрудников МВД.
На телефонах работают врачи общей практики и терапевты, консультации идут каждый день в круглосуточном режиме. Для работы используется телемедицинская система – специально созданное мобильное приложение. Если у нуждающегося в помощи нет возможности подключиться к видеосвязи, то с ним ему проведут аудиоконсультацию. В среднем один звонок длится 10-12 минут, перед глазами врача всегда находится электронная медкарта пациента. Все доктора сидят в индивидуальных кабинках, и при разговоре друг другу не мешают – каждый работает за экранами и в гарнитуре.
В общей сложности в центре задействовано около 200 врачей (на одной смене – 30 медиков), плюс работают бригады дежурных врачей, а также 30 операторов, которые помогают медикам и пациентам с технической точки зрения. У врачей это единственное место работы, поэтому, отработав смену в центре, они идут домой отдыхать и не думают о том, как завтра с утра будут принимать пациентов в поликлинике.
2-й филиал городской поликлиники №68 совсем недавно открылся после капитального ремонта, как и ряд других медучреждений. Перед сдачей зданий в ремонт опрашивали пациентов и персонал, поэтому мебель, цветовая гамма, размеры дверных проемов и лифтов и т.д. подобраны уже после получения обратной связи.
В поликлинике работают врачи наиболее востребованных специальностей, из оборудования есть все необходимое. Особенность новых поликлиник – очень четкое зонирование помещений и создание максимально короткого маршрута для пациента. Например, если человеку нужно просто сдать кровь, анализ берут сразу на 1 этаже, а в открытом в здании кафе можно подобрать блюда под любые предпочтения и диету, подкрепиться сладостями после сдачи крови на анализ.
Как отмечают работники поликлиники, существенно облегчила работу московская система ЕМИАС, в которой хранятся электронные медкарты пациентов. С ней синхронизированы различные врачебные сервисы, например, помогающие в постановке предварительного диагноза или позволяющие пациенту до приема вносить в специальный чат-бот на телефоне жалобы на здоровье. Также электронная медкарта позволяет практиковать проактивный подход – в случае рисков для здоровья человека вызывают записывают на прием, а не ждут, когда он придет сам.
Главное, по мнению руководства медучреждения, — изменить подход к оказанию медпомощи и к пациенту, которому любой сотрудник должен и хочет помочь по всем вопросам. Поликлиника должна стать чем-то большим, чем местом оказания медпомощи, в идеале - это центр управления здоровьем пациентов, который позволяет формировать систему приверженности сохранения здоровья.
Для тех, кто редко ходит в поликлиники, работают павильоны «Здоровая Москва». Павильоны – сейчас их в Москве 45 штук – они впервые появились в столице 2 года назад. Они расположены в парках и скверах, недалеко от метро, чтобы любой москвич мог проверить свое здоровье всего за час, например, по пути на работу или во время прогулки.
Прийти в «Здоровую Москву» может любой горожанин с московским полисом ОМС и пройти бесплатное обследование на заболевания ЖКТ, легких, сердца, щитовидной железы, злокачественной опухоли, для женщин работают смотровой кабинет и УЗИ молочных желез. Если человек переболел COVID-19, ему назначаются дополнительные обследования — биохимический анализ крови, рентген органов грудной клетки и пр.
Здесь же, рядом с павильоном, в парке «Ходынское поле», проходят групповые мероприятия проекта «Московское долголетие». Если вдруг плохая погода, ничего страшного – гимнастикой или зумбой можно заниматься и под навесом. Говорят, у пожилых москвичей проект пользуется популярностью – многие не хотят сидеть дома, а желают проводить отдых активно, особенно если позволяет здоровье, и знакомиться с новыми людьми. Занятия абсолютно бесплатны. Всего же пенсионерам доступно около 30 направлений, досуговых и спортивных, прийти на них можно только при наличии QR-кода.
«Всего не перечислишь, столько возможностей, было бы желание! Театральная студия, языки, скандинавская ходьба - времени на все не хватает. Сначала ходили на многое, а потом стали выбирать, что ближе. А иначе придется по ночам заниматься, чтобы все успевать!», - делится впечатлениями Наталья Ивановна. Только жалуется – на занятиях не хватает представителей сильного пола.
В Центр амбулаторной онкологической помощи пациенты попадают по направлению из поликлиник, потом их распределяют по отделениям — на лучевую терапию, химеотерапию, хирургию. В Центре делается все для того, чтобы пациент как можно быстрее начал лечение и проходил все необходимые процедуры в одном месте. Нагрузка на учреждение и востребованность помощи высокая, так как число людей, прикрепленных центру, равно населению среднего российского города. За полгода после открытия в Центре проверили 48 тысяч консультаций, 5 тыс. человек прошло лечение в круглосуточном стационаре и 14,5 тысяч – в дневном.
Пациенты говорят: самое главное в этой больнице - заботливый персонал. Ведь можно построить новые стены и закупить самую современную технику, но решающее значение имеют грамотные и человечные специалисты.
Кстати, о кадрах. Допуск к врачебной практике в московских больницах будущие врачи получают в недавно открытом Кадровом центре департамента здравоохранения Москвы. Ординаторам нужно пройти три этапа испытаний, чтобы приступит к работе – тестирование, оценку практических навыков и решение ситуационных задач.
Задание нужно успеть выполнить всего за 8,5 минут, пока из-за непроницаемого стекла за действиями будущего врача наблюдают экзаменаторы, а весь процесс фиксируется на видеокамеры. У экспертов есть доступ к программному обеспечению оборудования, и в любой момент они могут внести правки в сценарий ситуации - и вот уже казалось бы спасенный пациент снова находится в критическом состоянии. Стоит отметить, что такая система оценки едина для всех регионов России. Меняются только оснащение и технические возможности, но требования к врачам одинаково строгие, независимо от того, проходит экзамен в Москве или на Камчатке.
Самый важный вывод, который можно сделать после визитов как в передовые, так и в самые обычные обновленные соцучреждения, – цифровые технологии, несомненно, двигают жизнь вперед, люди нуждаются в них, но источником этого движения является все же сам человек. И пусть искусственный интеллект помогает тем же врачам в постановке диагноза, он никогда не заменит человеческого, сердечного отношения грамотного специалиста.