23.04.2024
°C
2
$ 93.25
€ 99.36
erid:2VtzqwJMV8q

Директор «Живой классики» Марина Смирнова: Идея конкурса - сформировать детское интеллектуальное сообщество

В Артеке проходит VIII Всероссийский международный конкурс «Живая классика». Участие в конкурсе ежегодно принимает более 2.5 млн детей. Конкурс становится частью жизни и для тех, кто в нем участвует сегодня, и был его участником в предыдущие годы. О том, каким стал за эти годы конкурс,  корреспонденту НИА-Федерация рассказала директор «Живой классики» Марина Смирнова.

- Как изменился конкурс за эти годы, что нового привносят каждый год его участники?

- На конкурс всегда приезжают  талантливые дети. Мне интереснее наблюдать за трендами, которые появляются, за тем, какие они книжки выбирают. Дети, участвующие в конкурсе из года в год,  примерно одного уровня, а вот тексты  совершенно разные. В этом году мы видим, насколько дети стали  следить за конкурсом и смотреть, с какими текстами побеждали в предыдущие годы. Так, Евгения Лазарева «Жених и невеста» никто не читал пока в  прошлом году его не прочитала Валентина Логинова. По тому,  какое в этом году количество «женихов и невест» читают,  мы четко понимаем, что ребята копируют. С одной стороны, это получается вроде такой несамостоятельный выбор, а с другой стороны, важно,  что  дети-финалисты конкурса становятся такими кумирами,  за которыми следят.  Таким образом, создаются определенные тренды. Например, «Бабушкин праздник» Виктора Астафьева в прошлом году читала Екатерина Жигульская, и мы видим, что некоторые дети читают так же, как она, они ее копируют.

Это плохо или  хорошо?

-  Это хорошо и плохо одновременно. Благодаря тому, что дети друг за другом следят,  определённые  тексты становятся прочитанными большим   количеством участников. Мы понимаем, что большее количество детей узнают,  что есть, например,  Астафьев.

 - Появляется некая мода на авторов?

- Да, получается что участники «Живой классики» формируют моду. На следующий год мы четко понимаем, какие тексты будет читать вся страна. Если  сравнить то, с чего конкурс начинался, когда дети в основном читали школьную программу, и сейчас, насколько разнообразный стал выбор произведений. Сейчас стало, как ни странно, меньше военных текстов. Дети  стали больше выбирать философские тексты, которые заставляют подумать.

- Ребята участвуют в конкурсе по нескольку лет подряд, у них есть  цель победить, и они к этой цели идут.

- Да. Есть дети,  которые по 5 лет участвуют в конкурсе. У «Живой классики» появилась своя аудитория. Дети  группируется, общаются между собой, поддерживают отношения и  после конкурса. Они понимают, что если в этом году не победил,  есть возможность попробовать свои силы в следующем году. У этих детей подрастают братья и сестры, которые заранее готовятся и выбирают тексты. Дети уже знают, что такое выбор текста. Ребята, которые из года в год участвуют в конкурсе,  они действительно начитают читать. А, учитывая, какое количество детей принимает участие в конкурсе, мы понимаем,  какое влияние оказывает конкурс на увеличение  интереса к литературе.

- Как идет подготовка к конкурсу, помогаете ли вы детям?

- Подготовка к конкурсу шла весь год. Мы проводили вебинары.  В прошлом  году в Норильск приезжали, проводили конкурсы актерского мастерства. Многие регионы тоже проводят свои школы актерского мастерства, встречи с писателями. Книжные магазины делают выкладки книг,  библиотеки проводят недели подготовки к «Живой классике». И мы сами  регулярно проводили вебинары. Перед ребятами выступали педагоги ГИТИСа, писатели, литературоведы, филологи. Мы обращали  внимание детей на ошибки, давали рекомендации.  Дети, которые сюда приезжают, говорят: спасибо Вам за учебу. Они  готовились к конкурсу, в том числе благодаря этим занятиям.  В этом году с Тарасом Белоусовым, педагогом ГИТИСа, мы договорились, что будем делать разборы всех выступлений детей, обсуждать  и показывать плюсы и минусы. Будем объяснять, почему плохо выбирать те тексты, которые читал уже кто-то, потому что  тебе надо прочитать лучше. А если  ты выбираешь свежий текст, то ты первооткрыватель, и никто не знает, как этот текст нужно читать.

Этот кропотливая работа, но конкурс заставляет участников включать голову, это не простая тренировка памяти. Это очень глубокий анализ текста.

- Что получают дети, участвуя в конкурсе?

Дети получают фантастический опыт публичных выступлений. Они должны убедить, им должны поверить. Это бесценный навык в жизни, который им пригодится в будущем. Конкурс поможет детям абсолютно любой профессии. И не нужно расстраиваться, когда ты поигрываешь, потому что тебе в этот момент что-то объясняют, и ты дальше можешь над этим работать. Это очень серьезный жизненный опыт. Мне кажется,  здесь полезно и проиграть достойно, и  выиграть.

- Что дальше после конкурса? Дети, наверняка, продолжают общаться?

- Все участники конкурса получают возможность поехать в наш собственный лагерь «Живая классика» на Розе Хутор. Лагерь, как раз, был создан для детей-участников конкурса, чтобы они могли в дальнейшем поддерживать отношения. Нами было решено создать площадку, куда дети могут приезжать. В лагерь также приезжают педагоги, преподаватели актёрского мастерства, сценической речи, писатели, журналисты. Это тематический лагерь.

- То есть вы создаете некую семью под названием  «Живая классика»?

- Да. У нас существует  система наставничества. Мы никого не прогоняем. Тебе исполнилось 17, 18, 19 лет и можно уже стать наставником, делать вместе с детьми проекты. Те, кто не хотят теряться, они не потеряются.

Дети довольно добрые, они способны к переговорам к сотрудничеству, они лидеры, они инициативные. Есть довольно большое количество качеств, которые объединяют участников «Живой классики». Для нас важно,  что мы с помощью механизма чтения вслух выявляем определенных детей и даем им путёвку в жизнь, личностный рост. Нам важно объединить детей, будущих лидеров. Дети оказываются в сообществе «Живая классика» вместе с детьми из всех районов России и более 60 стран мира. Так, например, приехав в Турцию, словосочетание «Живая классика»  откроет тебе любые двери. Это очень важно. Вы представляете, сколько из этих талантливых детей добьются успехов в жизни.  Все закладывается в детстве. Мы проводим телемосты с участниками из России и зарубежных стран. Таким образом, дети тоже  знакомятся. Идея «Живой классики» не в том,  чтобы провести конкурс и отобрать лучших чтецов, а для того, чтобы сформировать детское интеллектуальное сообщество.

- Благодарим за беседу.

Отметим, генеральный партнер проекта – компания «Норникель», генеральный спонсор – ГК «Просвещение».


Мы в популярных социальных сетях