В 2017 году на реставрацию ограды из бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП выделено 27,5 млн. рублей. Работы выполняет ООО «СТРОЙТЕХУСЛУГИ».
«Как известно, при создании ограды компания «Карл Винклер» в 1903-1907 годах использовала металл не самого высокого качества, - отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. – В советское время она поновлялась, на места утрат вставлялись фрагменты из силумина. КГИОП включил ограду ризницы в свою программу по той причине, что она ни за кем не закреплена. Мы продолжим переговоры с руководством музейного комплекса «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»» о возможной передаче ограды на баланс музея. На её реставрацию выделены немалые бюджетные средства и требуется пользователь, который будет за ней следить».
При детальном исследовании ограды специалисты пришли к выводу, что она находится в крайне неудовлетворительном состоянии. Значительная часть металлических конструкций утрачена, сохранившиеся звенья серьезно повреждены коррозией, облицовочный кирпич потрескался.
По словам директора ООО «СТРОЙТЕХУСЛУГИ» Сергея Блинова, камень рапакиви (в переводе с финского - «гнилой камень» или «крошащийся камень»), используемый при создании цоколя ограды, оправдал своё название: наблюдаются многочисленные сколы и утраты. В плохом состоянии и облицовочная керамическая плитка.
Проектом реставрации ограды предусмотрены работы по комплексной очистке цоколя из красного гранита щадящим сухим воздушно-абразивным струйно-вихревым методом (СВАО), реставрация элементов ограды (очистка от старых красочных наслоений, удаление коррозии, восполнение утрат методом ковки, грунтование и окрашивание поверхности), а также реставрация каменных столбов, облицованных цветным орнаментированным кирпичом, и элементов (базы, капители, пояски) из эстляндского мрамора.
В кузнице мастера художественной ковки представили особенности работы по воссозданию и реставрации металлических элементов ограды. В воссоздании одной детали участвуют несколько мастеров. Время работы в зависимости от сложности и размера элемента может составлять от трёх до десяти дней. Используя мягкие марки стали, которые при всей своей прочности легко поддаются ковке, кузнецы повторяют характер и объем утраченных исторических фрагментов.
«Наши кузнецы в своей работе ориентируются на оригинальные исторические рисунки. Так они проникаются настроением и атмосферой, погружаются в эпоху модерна», - рассказала главный архитектор проекта ООО «СТРОЙТЕХУСЛУГИ» Ирина Воинова.
Разработка проектной документации на реставрацию трех звеньев ограды часовни-ризницы началась в 2015 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП.
Работы по реставрации трех звеньев, цоколя и столбов ограды завершатся до конца 2017 года, сообщает пресс-служба.